Warning: все, что здесь написано - мои личные впечатления.
Специальным тестированием упомянутого здесь софта я не занимался, так что
все сказанное - не более чем субъективная оценка. Мой опыт вполне может
отличаться от опыта кого-либо еще.
В этой небольшой заметке я хочу изложить опыт перехода с Cakewalk Sonar
на Steinberg Cubase VST/32 и огранизации студии, полностью
основанной на VST. Т.к., по крайней мере, у меня, эти программы являются основой
студии, то смена их приводит к полной ее перестройке. Вот этой перестройке и
посвящен читаемый вами текст.
До недавнего времени я использовал Sonar, но он вконец достал меня своей
тормознутостью, а так же необходимостью обслуживать еще несколько внешних
программ (сэмплер, софтовые синтезаторы), организовывать их совместное
функционирование, и т.д. А инструменты DXi все еще не слишком многочисленны.
Возможно, в будующем ситуация изменится, но пока... Например, до недавнего
времени единственным софтовым сэмплером, поддерживающим DXi (из известных мне,
разумеется) был SpeedSoft VSampler, который не отличается
стабильностью и удобством. Мне он, по крайней мере, не нравится. Сейчас,
я знаю, стали появляться аналогичные продукты, но мне это уже параллельно:
я перешел на Cubase! :) Для Cubase же, и его интерфейса VST/VSTi существует
туева хуча плугинов, синтезаторов, эффектов, драм-машин и т.д.,
интегрирующихся прямо в программу. Причем, Cubase еще и поддерживает эффекты
DirectX (помимо собственных VST), что было важно для меня: ведь я ими
активно пользовался, и переучиваться было лень.
Хотелось бы рассказать о вопросах, которые волновали меня при выборе
дальнейшего пути: добить Sonar, чтобы он таки заработал как надо, или
поискать что-то получше. Заранее хочу сказать, что, переходя на Cubase, я
хотел заменить все свои внешние программы их VST-аналогами. Т.о. я отказался
от столь любимого мной GigaSampler в пользу HALion - отличного VST-сэмплера.
-
Не придется ли мне с кровопролитными боями и потерями осваивать интерфейс
новой программы вместо того, чтобы заниматься музыкой? Не спорю,
некоторые проблемы были, в основном с записью. Но они были решены за
считанные минуты, и когда я более-менее освоился, моему взоры открылась
очень удобная и продуманная программа. Я обнаружил, что в рамках Cubase
все источники звука (что дорожки с живым звуком, что инструменты VSTi)
работают по одному принципу, и не надо придумывать свой подход для каждого
источника звука. Например, звук VSTi-инструментов попадает в Channel Mixer,
где я с ним могу делать с помощью эффектов все то же самое, что и с
обычными аудио-треками. Таким образом, отпадает необходимость скидывать
гигасэмплерные дорожки в WAV чтобы потом обрабатывать эффектами. Скажете,
нафига я так мучался, ведь есть же GigaStudio? Отвечу: я пробовал 3 релиза
GigaStudio, и ни один из них не работал стабильно. Если у вас таких проблем
нет, то живите и радуйтесь. :)
И вот такого типа приятными открытиями был усеян весь путь освоения мной
Cubase. Короче, возможность организовать всю работу в рамках одной программы -
это волшебная вещь!
-
Куда девать старые сэмплы, оставшиеся от GigaSampler? А никуда их
девать не надо! Steinberg HALion (VSTi-сэмплер) их отлично
понимает, как понимает он еще кучу других форматов (в т.ч. диски AKAI и
банки SoundFont).
Так что (возможно, при помощи Awave Studio) можно заставить его открыть
любой ваш звуковой банк. С этим проблем не возникает. Считается, что звук
HALion превосходит по качеству звук других популярных программных сэмплеров.
Если вы привыкли лазать по AKAI-CD с помощью, например, CDXtract (как я), то
возрадуйтесь - последние версии CDXtract поддерживают формат HALion.
-
Как с производительностью всего этого? Сразу хочу предупредить:
если у вашей звуковой карточки нет драйверов ASIO, то Cubase - не для вас.
С ASIO/MME-адаптером эта штука безбожно тормозит. Но если ASIO все-таки
присутствует, то работа с Cubase - это что-то с чем-то! :) Мало того, что
ASIO работает быстрее MME и DirectX, так еще и предоставляет удобные функции
(например, ASIO Direct Monitoring). Кстати говоря, то, что все программы
VST-студии являются плагинами, т.е. физически звук ото всех источников
микшируется внутри Cubase, очень упрощает финальное сведение композиции.
Еще одним следствием этого является чудесное окошко VST Perfomance, в котором
отображается использование процессора и диска ВСЕМИ компонентами студии
одновременно, т.е. видна реальная нагрузка на систему. Причем, информация,
отображаемая в этом окошке, намного достовернее той, что показывает Sonar.
И еще: все описанные программы прекрасно работают под Windows XP, что для
меня немаловажно. В отличие от того же GigaSampler.
Вот такая вот история переезда. И я ничуть не жалею. Теперь я знаю, какими
должны быть музыкальные программы. :))