О переходе с Sonar на Cubase VST

(для сомневающихся)

Warning: все, что здесь написано - мои личные впечатления. Специальным тестированием упомянутого здесь софта я не занимался, так что все сказанное - не более чем субъективная оценка. Мой опыт вполне может отличаться от опыта кого-либо еще.

В этой небольшой заметке я хочу изложить опыт перехода с Cakewalk Sonar на Steinberg Cubase VST/32 и огранизации студии, полностью основанной на VST. Т.к., по крайней мере, у меня, эти программы являются основой студии, то смена их приводит к полной ее перестройке. Вот этой перестройке и посвящен читаемый вами текст.
До недавнего времени я использовал Sonar, но он вконец достал меня своей тормознутостью, а так же необходимостью обслуживать еще несколько внешних программ (сэмплер, софтовые синтезаторы), организовывать их совместное функционирование, и т.д. А инструменты DXi все еще не слишком многочисленны. Возможно, в будующем ситуация изменится, но пока... Например, до недавнего времени единственным софтовым сэмплером, поддерживающим DXi (из известных мне, разумеется) был SpeedSoft VSampler, который не отличается стабильностью и удобством. Мне он, по крайней мере, не нравится. Сейчас, я знаю, стали появляться аналогичные продукты, но мне это уже параллельно: я перешел на Cubase! :) Для Cubase же, и его интерфейса VST/VSTi существует туева хуча плугинов, синтезаторов, эффектов, драм-машин и т.д., интегрирующихся прямо в программу. Причем, Cubase еще и поддерживает эффекты DirectX (помимо собственных VST), что было важно для меня: ведь я ими активно пользовался, и переучиваться было лень.

Хотелось бы рассказать о вопросах, которые волновали меня при выборе дальнейшего пути: добить Sonar, чтобы он таки заработал как надо, или поискать что-то получше. Заранее хочу сказать, что, переходя на Cubase, я хотел заменить все свои внешние программы их VST-аналогами. Т.о. я отказался от столь любимого мной GigaSampler в пользу HALion - отличного VST-сэмплера.

  1. Не придется ли мне с кровопролитными боями и потерями осваивать интерфейс новой программы вместо того, чтобы заниматься музыкой? Не спорю, некоторые проблемы были, в основном с записью. Но они были решены за считанные минуты, и когда я более-менее освоился, моему взоры открылась очень удобная и продуманная программа. Я обнаружил, что в рамках Cubase все источники звука (что дорожки с живым звуком, что инструменты VSTi) работают по одному принципу, и не надо придумывать свой подход для каждого источника звука. Например, звук VSTi-инструментов попадает в Channel Mixer, где я с ним могу делать с помощью эффектов все то же самое, что и с обычными аудио-треками. Таким образом, отпадает необходимость скидывать гигасэмплерные дорожки в WAV чтобы потом обрабатывать эффектами. Скажете, нафига я так мучался, ведь есть же GigaStudio? Отвечу: я пробовал 3 релиза GigaStudio, и ни один из них не работал стабильно. Если у вас таких проблем нет, то живите и радуйтесь. :)
    И вот такого типа приятными открытиями был усеян весь путь освоения мной Cubase. Короче, возможность организовать всю работу в рамках одной программы - это волшебная вещь!
  2. Куда девать старые сэмплы, оставшиеся от GigaSampler? А никуда их девать не надо! Steinberg HALion (VSTi-сэмплер) их отлично понимает, как понимает он еще кучу других форматов (в т.ч. диски AKAI и банки SoundFont). Так что (возможно, при помощи Awave Studio) можно заставить его открыть любой ваш звуковой банк. С этим проблем не возникает. Считается, что звук HALion превосходит по качеству звук других популярных программных сэмплеров. Если вы привыкли лазать по AKAI-CD с помощью, например, CDXtract (как я), то возрадуйтесь - последние версии CDXtract поддерживают формат HALion.
  3. Как с производительностью всего этого? Сразу хочу предупредить: если у вашей звуковой карточки нет драйверов ASIO, то Cubase - не для вас. С ASIO/MME-адаптером эта штука безбожно тормозит. Но если ASIO все-таки присутствует, то работа с Cubase - это что-то с чем-то! :) Мало того, что ASIO работает быстрее MME и DirectX, так еще и предоставляет удобные функции (например, ASIO Direct Monitoring). Кстати говоря, то, что все программы VST-студии являются плагинами, т.е. физически звук ото всех источников микшируется внутри Cubase, очень упрощает финальное сведение композиции. Еще одним следствием этого является чудесное окошко VST Perfomance, в котором отображается использование процессора и диска ВСЕМИ компонентами студии одновременно, т.е. видна реальная нагрузка на систему. Причем, информация, отображаемая в этом окошке, намного достовернее той, что показывает Sonar.
И еще: все описанные программы прекрасно работают под Windows XP, что для меня немаловажно. В отличие от того же GigaSampler.

Вот такая вот история переезда. И я ничуть не жалею. Теперь я знаю, какими должны быть музыкальные программы. :))

Сайт управляется системой uCoz